Ибрагимов М. И.
Аспирант кафедры Дагестанской литературы ДГПУ, член Ученого совета ДГПУ
Творчество выдающегося лезгинского поэта Азиза Алема настолько богато, что читатель может найти в этом поэтическом мире произведения многих и многих форм и жанров, известных и неизвестных нашей литературоведческой науке.
Образно выражаясь, его творчество напоминает Королевский ботанический сад Англии. Более того, по признанию самого поэта, к созданию такого поэтического «сада» он приступил еще в студенческие годы, о чем свидетельствует его первый сборник стихов «Алмазная россыпь» (1963г.), изданный в Дагкнигоиздате на родном языке.
В этом сборнике не менее тридцати новшеств для тогдашней лезгинской поэзии. Сами по себе эти новшества – не самоцель, не игра фантазии, не щегольство поэта. Нет, в своей художественной практике Азиз Алем всегда исходит из гармонического единства формы и содержания произведения. И это происходит потому, что ему всегда ясен идеал, которому он служит.
Иными словами, все эти новшества, поиски и находки, а точнее открытия соответствуют его философским, эстетическим воззрениям, очень четко выражают сущность и параметры его творческого кредо, его художнического бытия: оставаясь сугубо национальным поэтом, жить жизнью всей планеты и, по мере возможности, всей Вселенной.
Поэтому не удивительно, что в творчестве Азиза Алема и древнегреческое «эхо» (по лезгински «элван»), и старофранцузская строфическая форма «ЛЭ», и японские танка и хокку, не говоря уже о сонетах, триолетах, терцинах, ронделях, рубаи, газелях и тд. и тп., а также масса изобретенных им необычных форм и строфических конструкций, которые как из рога изобилия ссыпаются на нас, на читателей.
Одним из таких новшеств для лезгинской поэзии явился тамгас (лезгинский вариант хвостатого сонета). Тамгас как термин появился в результате словообразования. Хвостатый сонет по лезгински означает «тум галай сонет». Из этих трех слов Азиз Алем образовал одно слово «тумгас», заменив, правда, букву - у - на букву - а - .
Таким образом, вместе трех пояснительных слов на лезгинском языке появился один термин «тамгас». К этому изобретению поэта мы вернемся после краткого ознакомления с сонетом и его разновидностями.
Сонет – (от итал. Sonetto, от итал. Sonare - звучать), твердая форма, лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трёхстиший) на три, реже – на две рифмы. Эту форму изобрёл в середине 13 в. сицилийский стихотворец Якопо да Лентини, а прославили её знаменитые итальянские поэты Возрождения Данте, Ф. Петрарка, Т. Тассо. Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Форма повлияла на романоязычную поэзию: во Франции 16 в. – П. де Ронсар, в Португалии 16 в. – Л. ди Камоэнс, в Испании 17 в. – Л. де Гонгора-и-Арготе. В середине 16 в. в Англии Г. Ховард, граф Суррейский, разработал сонет со схемой рифмовки abab cdcd efef gg. Эту упрощённую форму популяризовал и сделал образцовой У. Шекспир («Сонеты»), поэтому её называют шекспировским сонетом. Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов – одну из наиболее трудных литературных форм.
Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским (1735). Трижды обращался к известной форме А. С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна»). Регулярно сочинял сонеты А. А. Фет. Форма заняла центральное место в лирике поэтов начала 20 в.: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, И. А. Бунин.
Природа поэзии необычайна и неповторима. В очередной раз эту истину доказывает то, что на основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:
«венок сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме;
онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах;
«опрокинутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;
«хвостатый сонет», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов;
«половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета;
«безголовый сонет», в нем отсутствует первый катрен;
«сплошной сонет», написанный на двух рифмах;
«хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах.
Отдельные поэты предлагали — систематически или в виде разового эксперимента — различные другие трансформации сонета — заслуживает внимания, в частности, «сонет триолетно-октавный» Федора Сологуба (1920г.), складывающийся из триолета и октавы.
Почти все перечисленные выше формы сонета присутствуют в творчестве Азиза Алема. И не только. Есть у него еще и абсолютно новые виды сонета, которые не имеют аналогов в мировой поэзии. К примеру, лезгинский сонет, неосонет и тд. Кроме всего этого, есть у Азиза Алема разные виды сонетности, сонетоиды, т. е. стихотворные конструкции из 14 строк с различными формами рифмовки: сайнар, ярна, санах, тавсан, велс, ираб, кошнет, рунет, фархан и тд. Безусловно, все они относятся к разряду твердых форм.
Теперь мы вернемся к тамгасу – хвостатому сонету. Появление этого удивительного плода в лезгинской литературе, как было уже сказано, непосредственно связано с творчеством Азиза Алема. 14 мая 1998 года на страницах республиканского еженедельника «Лезги газет» появился первый тамгас, то-бишь хвостатый сонет «Игитдин кар» («Дело героя»).
Этот тамгас - своеобразный разговор лирического героя «о времени и себе», который через призму своих чувств описывает жуткую картину общества после развала СССР и приходит к выводу, что истинный герой, истинный патриот не должен сидеть возле очага, иначе завтрашний день станет черным как уголь, что в очаге.
Попозже в еженедельнике «Лезги газет», в журналах «Самур», «Женщина Дагестана» увидели свет и другие тамгасы (хвостатые сонеты) поэта: «ЧIехи рагъ хьиз» («Как солнце величавое»), «Женнетдин къуш» («Райская птица»), «Зулун тамгас» («Осенний тамгас»), «Къизилдин мехъерин юкъуз» («В день золотой свадьбы»), «ЧIулав чIагъар» («Черные вороны») и др. В идейно-тематическом и жанровом отношении они создают широкий спектр авторских интересов и творческих возможностей.
Как показывает мировая художественная практика, хвостатые сонеты обычно состоят из семнадцати строк. Есть и в двадцать строк (например, у Ф. Берни). Но у Азиза Алема есть тамгас даже в двадцать три строки. Это «Черный кишмиш», посвященный любви лирического героя и негритянки, которым не удалось соединить свои судьбы из-за жестоких законов времени.
Особо хочу отметить, что как художник слова Азиз Алем не ищет легких путей. Его тамгасы, как и другие его произведения, написаны, как говорится, на высоком регистре. В беседах с нами, с молодыми поэтами (да и в печати!) он часто говорит: «Стихотворная строка должна звучать как струна скрипки Паганини». Это сказано не ради красного словца. Поражает звуковая организация его стиха. Для наглядности приведу один из хвостатых сонетов А. Алема. Это - «Осенний тамгас»:
Мад атана зулун гарар
Зарул ттарар члада тваз,
Ягъиз чпиз къизил сарар
КIвахьай пешер харада тваз.
Харада тваз чилин беден
Тежедайвал мекьила мур,
Ракъини гуз къизгъин темен
Ахъайдалди ттарари тIур.
Ттарари тIур ахъайдалди,
Менефесдик кутаз вири,
Къвада ширин «гьарайдалди»
Абулейсан цавай вили.
Цавай вили, ягъиз тафтар,
Гьахьда гьардан рикIиз гатфар,
Вахгуз гьардав вичин либас.
Дуьнья акваз, хьанвай хилас,
За жув гьиссда лекь хьиз ихлас.
("Самур", №4, 2005).
На первый взгляд, стихотворение посвящено осени, круговороту времен года. Но какая радость бытия! Это настоящий гимн природе. Тамгас написан в мажорных тонах с большим символико-философским подтекстом (придет весна, вернет всем свои естественные наряды и, увидев освободившийся мир, лирический герой почувствует себя настоящим орлом). Как достигается весь этот эффект?
Стихотворение написано восьмисложным размером при цезуре 4-4 без единого технического нарушения, что вообще не характерно А. Алему. Обилие ассоциаций, аллитераций, полных и точных рифм, отсутствие придаточных предложений, союзов, простота и ясность фраз и тд. делает стих легким, звучным. При чтении стихотворение льется как песня.
Всему этому способствует еще и архитектоника тамгаса. Обратите внимание на выделенные мною слова в стихотворении. Как много эпанафоров (соединение эпифоры и анафоры)! Это не случайность. Это не разовый, обыкновенный стык, а продуманная система, четкая конструкция. Здесь налицо спиральное повторение так называемый анадиплосис, то же что, палилогия.
К сожалению, хвостатый сонет, кроме творчества Азиза Алема, еще не получил, как другие твердые формы, широкого распространения в лезгинской поэзии. Только однажды в еженедельнике «Лезги газет» (18. 02. 1999г.) Х. Хаметова опубликовала необычное стихотворение под названием «Яргъи хьайи сонет» («Удлинившийся сонет»), который напоминает сонет английского типа с дополнительным катреном, т. е. в этом стихотворении восемнадцать строк.
Тамгас и другие формы сонета свидетельствуют не только о профессионализме, степени одаренности того или иного поэта, но и показывает насколько богат, гибок и эластичен язык, на котором они создаются.
Мы еще и еще раз убеждаемся, что такие стихотворные конструкции, как хвостатые сонеты и другие твердые формы, доступны лишь тем поэтам, у которых высокая поэтическая культура и богатый духовный мир. Прав был мудрец: «Дело мастера боится». И в поэзии тоже!
Добавить комментарий